Возрастные и индивидуальные особенности запоминания у дошкольников. Методика Цицерона – эффективно запоминаем информацию Причины плохой памяти

Для успешной подготовки к сессии. Но мы решили на этом не останавливаться и познакомить вас еще минимум с четырьмя действенными методами быстрого запоминания текста или любой другой информации. Читайте, думайте, выбирайте подходящий.

В основе всех нижеперечисленных методик лежит повторное чтение. Но речь идет не о бессистемном и неосмысленном чтении, а о глубокой работе над текстом.

Усвоение текста за 4 повторения: метод ОВОД

Название состоит из первых букв названий основных стадий запоминания текста:

  1. О сновная мысль. Текст читается для осмысленного восприятия и выделения основных мыслей, установления взаимосвязей между ними. Не нужно воспринимать все в тексте. При необходимости основная информация подчеркивается или выписывается на отдельный листок.
  2. В нимательное чтение. Второе прочтение отличается повышенной внимательностью и вдумчивостью, следует обращать внимание на мелкие детали, подробности. Текст читается неторопливо. Главная задача этого этапа – мысленно привязать подробности к основным мыслям. В конце этапа нужно постараться вспомнить основные мысли и уже привязанные к ним подробности.
  3. О бзор . Текст бегло просматривается бегло, без углубленного чтения. Просмотр начинается с конца. Читающий мысленно задает себе вопросы по главным пунктам, пытается провести параллели с уже полученными сведениями о тексте. На этом этапе составляется примерный план текста и запоминается очередность основных мыслей.
  4. Д оводка . Повторение текста по памяти в определенной последовательности: вспоминают основные моменты, постепенно переходя к подробностям. На этом этапе по возможности следует избегать подсматриваний в текст. Затем идет повторное прочтение с мысленными «засечками» на тех местах, которые чтец упустил или забыл. Почему так случилось? Если упущенная информация существенная, следует проработать ее.

Среди всех методов усвоения информации этот подходит для текстов небольших объемов.

Так как новая информация быстро забывается после первоначального знакомства, стоит повторить ее чуть позже (через несколько часов в этот же день или на следующий). С течением времени динамика забывания замедляется.

Чтение вслух и мысленное повторение: метод ОЧОГ

Эта методика быстрого запоминания информации схожа с предыдущей, но имеет и свои отличия.

В Казанском университете был проведен эксперимент, в ходе которого испытуемые образовали 4 группы. Задача для всех – запомнить текст. В первой группе текст читался вслух 4 раза. Во второй – текст читался вслух 3 раза и 1 раз мысленно пересказывался студентами. В третьей – текст читался дважды и дважды пересказывался мысленно. В четвертой – текст читался вслух всего раз, а 3 раза мысленно пересказывался слушателями.

Результаты показали наибольшую эффективность запоминания у студентов четвертой группы. Чуть менее эффективно запоминали информацию слушатели третьей группы, еще меньше – второй, студенты первой группы хуже остальных запомнили информацию.

Благодаря этому эксперименту и появился метод ОЧОГ:

  1. О риентировка . При прочтении текста важно понять его главную мысль. При необходимости ее записывают или подчеркивают, многократно повторяя в памяти.
  2. Ч тение . При повторном прочтении с информацией знакомятся более внимательно, выделяются более мелкие детали, устанавливается связь между ними и основными мыслями текста. Мысленно несколько раз повторяются главные мысли, привязанные к деталям.
  3. О бзор . При быстром просмотре текста определяется, правильно ли были определены основные мысли и их связь с деталями. Для более глубокого понимания можно поставить вопросы к главным частям.
  4. Г лавное . Выполняется мысленный пересказ, а по возможности – и вслух. На этом этапе важно вспомнить основные мысли, ответить на поставленные вопросы.

Старайтесь снизить количество прочтений до минимума. При этом количество мысленных повторений может быть абсолютно любым, необходимым для лучшего усвоения в памяти.

Методики запоминания больших объемов информации: метод Цицерона

Предыдущие методы подходят для работы с небольшими текстами. Но что делать, если надо быстро освоить и запомнить целые конспекты, книги, труды?

Как вы уже могли догадаться, эта методика была названа в честь Марка Туллия Цицерона, блестящего оратора, великого государственного деятеля Рима, жившего в 106-43 гг. до н.э.

Славу этому человеку принесли не только его умнейшие мысли. В своих выступлениях он никогда не пользовался записями, воспроизводя по памяти огромное количество дат, фактов, цитат исторических событий и имен.

Это один из лучших методов запоминания информации благодаря простоте. Его также называют система комнаты или метод мест .

Суть заключается в том, чтобы мысленно расставить важные факты в определенном порядке в хорошо знакомой комнате. Тогда при необходимости нужно будет просто вспомнить ту самую комнату для выуживания нужной информации. Именно этой методикой руководствовался сам Цицерон, готовясь к выступлениям: мысленно он гулял по своему дому, максимально удобно для себя размещая в нем основные положения выступления.

До того как приступить к освоению метода, важно выбрать для себя собственную последовательность обхода комнат, чтобы не запутаться в своей же логике размещения информации.

Для первого знакомства с запоминанием информации этим способом постарайтесь реально пройтись по своему дому, мысленно расставляя информацию по местам. Тогда потом ходить по дому будет вовсе не обязательно, достаточно мысленно повторять пройденный маршрут.

А вот советы, которые помогут сделать «расстановку» информации правильно:

  • лучше всего начинать с собственной комнаты. Берите за отправную точку дверь, дальше следуйте правилу левой руки (исследуйте по порядку все, что находится по левую сторону) и медленно передвигайтесь дальше по часовой стрелке;
  • при последовательном размещении информации стоит учитывать неподвижные предметы, которые всегда стоят на одних и тех же местах (шторы, люстра, торшер, диван, картина, фоторамка, карниз, полки и т.д.);
  • следует использовать последовательное передвижение не только слева направо, но и сверху-вниз, так как часто предметы находятся один под другим (ковер под диваном, стол под люстрой и т.д.);
  • если нужно запомнить многоуровневые списки, используйте не только свой дом, но и дома своих родственников, друзей, лекционный зал и даже хорошо изученные маршруты от дома на учебу, в магазин и т.д.

Со временем, все больше осваивая этот метод, вы сможете использовать все более мелкие предметы из комнат и находить все более укромные места для хранения в памяти информации. Но в самом начале лучше ограничиться самыми заметными в комнате предметами.

Такой способ прекрасно зарекомендовал себя при работе с большими текстами, распорядком дня, запоминанием порядка телефонных звонков. Причем, если важная информация хоть как-то связана между собой, а не является просто бессмысленным набором данных, то можно многократно использовать одно и то же помещение по несколько раз.

Метод Цицерона отлично подходит для запоминания цифр. Правда, сперва придется перевести цифры из абстрактной формы в более конкретную любым удобным способом. А уж потом можно предметами, в которые были преобразованы цифры, заполнять места в комнате.

Огромное преимущество этого метода в том, что для овладения им достаточно 2-3 тренировки, в отличие от многих других техник. Кроме того, его можно использовать в совершенно любой ситуации и любом месте. При этом опорой и подмогой вам послужит как раз то место, где вы находитесь в конкретный момент (аудитория, дача, музей, деканат). Все, что вам нужно – вспомнить в деталях знакомое помещение или воспользоваться тем, в котором вы находитесь в данный момент.

Предлагаем вам потренироваться и попробовать воспроизвести по памяти приведенные ниже слова, используя метод Цицерона: поплавок, салфетка, бигуди, трава, зеркало, альбом, расческа, книга, кот, лампочка, спички, одеяло, ножницы, черпак . В качестве образца помещения можете использовать картинку:

Данная техника - один из самых действенных методов, способствующих эффективному запоминанию текстовой информации.

Использование визуальной памяти: метод пиктограмм

Пиктограмма - это совокупность графических образов, которые человек придумывает сам с целью запоминания и последующего воспроизведения каких-либо слов и выражений.

Метод пиктограммы в психологии часто используется для исследования, диагностики и укрепления памяти у людей «зрительного» образа (визуалов).

В ходе исследования мышления методом пиктограмм был разработан следующий план при работе с текстовой информацией:

  1. В тексте выделяют ключевые слова или краткие фразы, которые следует выписать и подчеркнуть.
  2. К каждому слову или фразе рисуется пиктограмма – некое изображение, которое в последующем поможет вспомнить именно это слово/фразу. Изображение здесь играет роль зрительной ассоциации. При рисовании не стоит использовать схематичность, а также излишние подробности. На картинке не должно быть цифр и букв. Процесс создания изображения не должен отнимать больше 10-20 секунд. Пример: для запоминания словосочетания «тяжкий труд» можно нарисовать молот или человека, согнутого под тяжким грузом. Со словосочетанием «веселый праздник» можно ассоциировать салют, флажки, елку и т.д.

Пиктограмма не может быть правильной или неправильной. Это ассоциация, которая принадлежит именно вам и создана для выполнения главной цели – напомнить о слове или фразе, к которой она была привязана.

Гораздо легче выполнить рисунок для конкретного предмета (мороженое, медведь, нос), чем для процесса или абстрактного понятия (развитие, тоска, размышление). Но и в этом случае можно легко решить вопрос – нужно лишь присвоить им более предметную ассоциацию, преобразовать их во что-то конкретное. Например, для слова «развитие» можно использовать изображение спирали, для слова «тоска» - слезу или антиулыбку, для «размышления» - лампочку и т.д.


Существуют и слова средней сложности конкретизации, например, школу можно изобразить партой, доской, больницу – койкой или красным крестом и т.д.


Прежде чем начать использовать метод пиктограмм, необходимо потренироваться. Это позволит набить руку в рисовании и подготовиться к выполнению непосредственной задачи.

Примерное упражнение : нарисуйте пиктограммы для нижеприведенных слов. Обратите внимание, здесь используются разные по сложности слова. Старайтесь нарисовать такой рисунок, чтобы можно было через несколько часов вспомнить слово, к которому вы создавали изображение.


Спустя несколько часов попробуйте воспроизвести все слова в соответствии с их пиктограммой, а после – воспроизвести весь текст, глядя на свои картинки Используя метод пиктограмм при подготовке к экзаменам, можно использовать листик с рисунками в качестве шпаргалки, которую не страшно будет выложить на парту на самом экзамене.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы .

Использование системы накопления: метод Аткинсона

А вот Аткинсон уверен, что память должна улучшаться постепенно, без резких скачков и перегрузок. Поэтому единственным безопасным и проверенным методом укрепления памяти считается метод накопления.

Ученый предлагает оставить в стороне все искусственные приемы, используя лишь то, что дала нам сама природа. Мозг, как и все мышцы, нуждается в тренировках и постепенных нагрузках. С ростом нагрузок будет расти и эффективность памяти.


Суть системы такова:

  1. Выбирают текст (оптимально – в стихотворной форме). В первый день выучивается наизусть от 4 до 6 строк.
  2. Во второй день повторяют вчерашние выученные строки и дополнительно учат еще от 4 до 6 строк.
  3. В третий день к уже выученным добавляют еще новые 4-6 строк.
Чем больше количество повторений, тем лучше запоминается новый материал.

Нет ничего страшного, если вы время от времени будете подсматривать в книгу. Не стоит огорчаться, если что-то забылось: со временем объем памяти будет увеличиваться, запоминание станет легче.

Спустя месяц увеличьте объем осваиваемой информации в два раза. Еще через месяц можно нарастить объем информации втрое.

Исследования показали, что в результате применения этой техники:

  • выученные знания остаются на долго и легко всплывают в памяти,
  • способность запоминать совершенно любые вещи все время улучшается,
  • с помощью силы воли легко вспоминается любая информация.

Суть этого метода ни в чем другом, кроме повторения. Занятия лучше проводить по утрам, так как в это время суток наше восприятие еще свежо. Тренируйтесь каждый день и увидите: уже через месяц ваш мозг станет запоминать в разы больше информации.

Что важно помнить?

Множественное бессистемное повторение информации – это непродуктивно.

А память можно и даже нужно тренировать! Запоминать нечто новое полезно не только при подготовке к экзаменам, но и для жизни вообще. Уже в скором времени после начала использования выбранной методики можно увидеть, как мозг начинает запоминать другую информацию, которой мы пользуемся в жизни: запоминать телефоны, адреса, регулировать входящую/исходящую корреспонденцию и многое другое.

Секрет в том, что после многократных тренировок память автоматически начинает применять навык запоминания большего количества информации. И это без применения каких либо мнемонических приемов и тренировок. Впрочем, все же стоит время от времени помогать своему мозгу, сортируя важную и неважную информацию. Например, при подготовке к экзамену по дисциплине, которая вам никак в реальной жизни не пригодится, вовсе ни к чему учить массу бесполезной информации. Достаточно обратиться за помощью к людям , которые сделают это за вас.

А вот тут вы можете посмотреть видео по приемам запоминания ОВОД и ОЧОГ – наиболее популярным способом увеличения памяти:

Введение

Память как способность запечатлевать и сохранять, впечатления дарована человеку с самого рождения, но владеть и управлять ею мы учимся всю жизнь. Люди с древних времен старались изобретать приемы, помогающие запоминать нужную информацию, передавая их из поколения в поколение под общим названием "мнемотехника" (от греч. "мнемо" - память). На протяжении детства ребенок начинает последовательно вступать в права владения собственной памятью.
С точки зрения известного психолога П. П. Блонского, раньше всего дети сохраняют в памяти выполненные ими движения, затем запоминаются пережитые чувства и эмоциональные состояния. Далее доступными сохранению становятся образы вещей, и лишь на самом высоком, последнем уровне ребенок может запомнить и воспроизвести смысловое содержание воспринятого, выраженное в словах.

1. Существует память произвольная и непроизвольная . При непроизвольном запоминании объекты запечатлеваются в памяти без приложения со стороны человека каких-то волевых усилий. При произвольном запоминании человеку необходимо специальное сознательное усилие, чтобы что-то запомнить.

2. Память можно также разделить на непосредственную и опосредованную . При непосредственном (механическом) запоминании процесс сохранения информации происходит без участия мышления, т.е. без осмысления материла, без установления логической структуры и использования ассоциативных приемов запоминания. В обычной жизни это называется "зазубрил". При опосредствованном логикой, мышлением запоминании, материал необходимо предварительно осмыслить.
В дошкольном возрасте у детей преобладает механическое запоминание.

3. Существует также несколько видов памяти, выделяемых по времени сохранения информации: кратковременная память , позволяющая удерживать полученную информацию в течение короткого времени, около 20 секунд; долговременная память , предназначенная для хранения информации в течение длительного времени; оперативная память , удерживающая информацию в течение определенного, заранее заданного срока, необходимого для выполнения какого-либо действия или операции. Недостатки каждого из видов памяти приводят к нарушению ее работы в целом.

4. Также память классифицируют по типу запоминаемой информации: зрительная , слуховая , двигательная ; память на слова, цифры, лица и т.д.

5. Память субъективна и подвержена искажениям, т.к. воспоминания видоизменяются после каждого их извлечения.

Двигательная память

Двигательная память обнаруживает себя уже в младенчестве, когда малыш начинает схватывать руками предметы, учится ползать, ходить. В раннем возрасте ребенок учится бегать, прыгать, умываться, застегивать пуговицы, зашнуровывать ботинки. В дошкольном возрасте работа двигательной памяти становится все более сложной. Занятия спортом, танцами, игрой на музыкальных инструментах предполагают умения ребенка запоминать, сохранять и воспроизводить в определенном порядке все более сложные движения. Это, конечно же, требует специальной тренировки под руководством взрослого, который сначала показывает детям последовательность движений, а затем следит за правильностью их выполнения.

Эмоциональная память


Эмоциональная память хранит впечатления об отношениях и контактах с окружающим, предостерегает от возможных опасностей или же, наоборот, подталкивает к действиям.
Например, если вдруг ребенок обжегся о горячий утюг или был исцарапан кошкой, то полученные впечатления могут ограничивать его любопытство в будущем лучше всяких запретительных слов взрослых. Или же ребенок просит родителей о просмотре определенного фильма, который он уже много раз смотрел. Рассказать его содержание малыш не может, но зато помнит, что этот фильм очень смешной. Так действует память чувств.
Особенно богата детская память образами отдельных конкретных объектов, когда-то воспринятых ребенком: вкус напитка и торта, запах мандаринов и цветов, звуки музыки, мягкая на ощупь шерстка кошки и т. п. Это образная память - память на то, что воспринимается при помощи органов чувств: зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния. Поэтому образную память подразделяют на зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую, осязательную. В связи с тем, что у человека наиболее важное значение имеют зрение и слух, лучше всего обычно развиты зрительная и слуховая память.

Эйдетическая память

У некоторых детей дошкольного возраста встречается особый вид зрительной памяти - эйдетическая память. Ее называют иногда фотографической памятью: ребенок, словно фотографируя, очень быстро, ярко, четко запечатлевает в памяти определенные объекты и потом легко может их вспомнить до мелочей, он как бы снова видит их и может описать во всех подробностях. Эйдетическая память - возрастная особенность дошкольников, при переходе в младший школьный возраст дети обычно утрачивают эту способность.

Д. Б. Эльконин : "Дошкольному возрасту принадлежит важная роль в общем развитии памяти человека. Уже при простом наблюдении за дошкольниками обнаруживается бурное развитие их памяти. Ребенок относительно легко запоминает большое количество стихотворений, сказок и т. д. Запоминание часто происходит без заметных усилий, а объем запоминаемого увеличивается настолько, что некоторые исследователи считают, будто именно в дошкольном возрасте память достигает кульминационного пункта своего развития и в дальнейшем лишь деградирует".
Следует отметить и такую особенность детской памяти. Представления детей о малознакомых вещах часто оказываются смутными, нечеткими и хрупкими. Например, после посещения зоопарка сохранившиеся в памяти ребенка образы животных тускнеют, сливаются, "спутываются" с образами других объектов. Фрагментарность (клочкообразность) детских представлений - это следствие разрозненности их восприятия. Кое-что выпадает со временем, кое-что искажается или подменяется другим. Такая ошибка памяти - прямое следствие незрелости детского восприятия и неумения детей пользоваться своей памятью.

Словесная память

Словесная память - память на информацию, представленную в словесной форме, - развивается у дошкольника параллельно с развитием речи. Задачу припоминания слов взрослые начинают ставить перед детьми уже в раннем детстве. Они спрашивают у ребенка названия отдельных предметов, имена людей, которые находятся с ним рядом. Такое припоминание важно, прежде всего, для развития общения и отношений ребенка с другими людьми. В младшем дошкольном возрасте ребенок особенно хорошо запоминает стихи, песенки и потешки, то есть те словесные формы, которые имеют определенную ритмичность, звучность. Их смысл ребенку может быть не совсем понятен, но они прекрасно запечатлеваются в памяти именно благодаря внешнему звуковому рисунку, к которому ребенок очень чувствителен. Запоминание литературных произведений - сказок, стихотворений - в старшем дошкольном возрасте происходит через развитие сопереживания их героям, а также благодаря осуществлению мысленных действий с персонажами.
Так, в исследованиях Р. И. Жуковской показано, что малыши лучше запоминают стихотворения, в которых они могут прямо поставить себя на место действующего лица. Средние и старшие дошкольники лучше запоминают стихи с помощью активных игровых или мысленных действий. Например, мальчик после троекратного чтения стихотворения запомнил всего 3 строчки; после участия в драматизированной игре по этому стихотворению - 23 строчки; после повторной игры и показа картинок - 38 строчек. Таким образом, активное действие - игровое или мысленное - значительно повышает словесное запоминание.

Логическое запоминание

Для старших дошкольников становятся доступны и элементы логического запоминания, которое основывается не на дословном, механическом воспроизведении материала, а на определенных схваченных ребенком нормах изложения. Этот вид памяти проявляется обычно при запоминании понятного детям содержания. Например, пересказывая сказку, дети могут, не нарушая последовательности изложения материала, упускать какие-то подробности или добавлять свои. Так, если обучать старших дошкольников тому, как осуществлять выбор картинок к слову, чтобы потом по картинкам припомнить слова, то дети постепенно усваивают такие приемы логического запоминания, как смысловое соотнесение и смысловая группировка(по3.М.Истоминой).

Непроизвольная память

Детская память удивительно пластична. Стишки, песенки, реплики героев фильмов и мультфильмов, незнакомые иностранные слова, кажется, словно "прилипают" к ребенку. Ребенок чаще всего не ставит перед собой осознанных целей что-либо запомнить. Он запоминает то, на что обращено его внимание, что произвело на него впечатление, что было интересно. Это непроизвольная память . Психолог П. И. Зинченко, исследовавший непроизвольное запоминание, выявил, что его продуктивность увеличивается в том случае, если задание, которое предлагается ребенку, предполагает не просто пассивное восприятие, а активную ориентировку в материале, выполнение мыслительных операций (придумывание слов, установление конкретных связей). Так, при простом рассматривании картинок ребенок запоминает гораздо хуже, чем в тех случаях, когда ему предлагают придумать какое-то слово к картинке или же разложить отдельно изображения предметов для сада, кухни, детской комнаты, двора и т. п.

Произвольная память

В возрасте четырех-пяти лет начинает складываться произвольная память, которая предполагает, что ребенок заставляет себя запомнить что-то с помощью воли. Самый простой пример проявления произвольной памяти - ситуация, когда ребенок старательно заучивает стихотворение перед утренником. Рассмотрим, как действует произвольная память. Сначала ребенок лишь выделяет задачу: "Надо запомнить стихотворение". Необходимыми приемами для запоминания он при этом еще не владеет. Их дает взрослый, организуя повторение отдельных строчек, затем строф, а также направляет припоминание вопросами "А что было потом?", "А дальше?". Ребенок постепенно учится повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания и в конце концов осознает необходимость этих специальных действий запоминания (повторения, прослеживания смысловой последовательности и т. п.).
Существуют особенности развития памяти, связанные с полом ребенка. У мальчиков и девочек скорость созревания различных образований мозга не совпадает, различен и темп развития левого и правого полушарий, которые существенно отличаются по своим функциям. Установлено, что у девочек значительно быстрее идет развитие функций левого полушария по сравнению с мальчиками, а у мальчиков по сравнению с девочками - правого. Какое это имеет отношение к памяти? Учеными выявлено, что левое полушарие в большей степени, чем правое, ответственно за осознаваемые произвольные акты, словесно-логическую память, рациональное мышление, положительные эмоции. Правому же полушарию принадлежит лидирующая роль в реализации непроизвольных, интуитивных реакций, иррациональной мыслительной деятельности, образной памяти, отрицательных эмоций.
Важным моментом в развитии памяти в дошкольном возрасте становится то, что она начинает занимать существенное место в развитии личности ребенка. Ребенок начинает помнить самого себя. Психолог А. Н. Раевский установил, что 10,8 процента наиболее ранних воспоминаний взрослых относятся к двум годам, 74,9 процента воспоминаний относятся к трем-четырем годам, 11,3 процента приходится на пятый год жизни, а 2,8 процента - на шестой. Дошкольник все чаще обращается к взрослым с такого рода просьбами: "Расскажи, какой я был, когда был маленьким", и такого рода вопросами: "А помнишь, вчера ты сказал..." Растущему ребенку важно и интересно улавливать связь между прошлым и настоящим. Так происходит развитие его памяти и становление его внутреннего мира.

Заключение

Важнейшая особенность психики состоит в том, что отражение внешних воздействий постоянно используется человеком в его дальнейшем поведении. Постоянное усложнение поведения осуществляется за счет накопления индивидуального опыта. Наш мозг обладает очень важным свойством. Он не только получает информацию об окружающем мире, но и хранит, накапливает ее. Каждый день мы узнаем много нового, с каждым днем обогащаются наши знания. Все, что узнает человек, может быть надолго сохранено в «кладовых» его мозга.
Память – это основа психической жизни человека, основа нашего сознания. Памятью называют отражение прошлого опыта человека, проявляющееся в запоминании, сохранении и последующем припоминании того, что он воспринимал, делал, чувствовал или о чем думал.
Память человека тесно связана с его мышлением, волей, чувствами и другими психическими процессами.
Память необходима человеку. Она позволяет ему накоплять, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт и некоторую часть опыта других людей, которые усваивает человек в виде знаний, умений и навыков.

В заключение, несколько слов о полезной для памяти пищи, которая обязательно должна быть в рационе ребенка.

Во-первых , кормить малыша надо понемногу, но часто, чтобы поддерживать стабильный уровень сахара в крови: это важно для оптимальной работы мозга. Врачи рекомендуют отдавать предпочтение следующей пищи: цельнозерновым продуктам, орехам, семечкам, сыру, жирным сортам рыбы, бобовым, гречневой крупе, фруктам и овощам. В них высока концентрация полезных веществ и витаминов, которые очень полезны для мозга и его кровоснабжения. Очень полезны некоторые виды растительных масел: оливковое, соевое, подсолнечное, арахисовое. А вот "быстрые сахара", содержащиеся в сахаре, конфетах, пирожных, плохо усваиваются в организме и могут вызвать ухудшение памяти. Так что сладкоежкам грозит не только кариес.

Во-вторых , надо дополнять рацион ребенка следующими пищевыми добавками: поливитаминно-минеральными препаратами, витамином Е, рыбьим жиром.

В-третьих , не забывать о физической нагрузке, спорте. Ежедневные полчаса интенсивной физической зарядки улучшают кровоснабжение мозга более чем на 24 часа и помогают крепко спать. Прерывистый сон и недосыпание способствуют забывчивости.

Литература

1. http://www.detskiysad.ru/ (детский сад. ру)

2. http://adalin.mospsy.ru/ (психологический центр «адалин»)

3. http://www.karapuz.kz/ (сайт карапуз)

Человеческий мозг, подобно сверхмощному компьютеру, способен обрабатывать и сохранять поразительное количество информации. Человек мог бы запоминать абсолютно все, что хотя бы однажды распознавали его органы восприятия, если бы ни одно «но». И это «но» — процесс утраты доступа к полученным знаниям. Другими словами – забывание.

Забывание является защитным разгрузочным механизмом. Но именно это свойство памяти часто мешает нам воспроизводить ранее полученную информацию в нужный момент. Но, понимая, что такое память и как она работает, можно значительно улучшить ее показатели и освоить технику быстрого запоминания.

Неразрешенная загадка

Память – это способность сохранять и воспроизводить ранее полученную информацию. За этот процесс ответственны связи между нервными клетками головного мозга – нейронами. Количество и качество этих связей прямо пропорционально количеству накопленных знаний и объему жизненного опыта индивидуума.

Однако, не все так очевидно и просто, как может показаться на первый взгляд. И здесь имеет место занимательный парадокс: за 10 лет клетки головного мозга полностью обновляются, но воспоминания остаются, и в своем качестве нисколько не теряют. Многочисленные опыты с применением техник гипноза доказывают, что в нашей памяти сохраняется абсолютно все, что встречается нам на жизненном пути. И хотя большая доля этой информации хранится на уровне подсознания, при определенных условиях эти воспоминания вполне реально извлечь наружу.

Процесс запоминания

На физиологическом уровне воспринимаемая информация вызывает раздражение группы нейронов. Под воздействием таких информационных импульсов образуются нейронные связи. Каждое повторение одного и того же материала будет активизировать соответствующую группу нейронов, а связи между ними с каждым разом будут укрепляться. Соответственно, и само воспоминание на уровне сознания будет становиться более устойчивым и долговременным. Хотя, помимо обычного механического повторения на качество запоминания также влияют и другие факторы.

Факторы, влияющие на скорость запоминания

1. Эмоции

Как известно, эмоционально насыщенные события всегда оставляют ярчайший след в памяти человека. По тому же принципу информация, сопряженная с большой радостью или великим огорчением, непременно запомнится глубоко и надолго.

2. Концентрация

Умение абстрагироваться от внешних отвлекающих факторов и сосредотачиваться на объекте запоминания играет также немалую роль. В связке с умением концентрироваться, конечно, находятся и мотивация к запоминанию, и сила воли.

3. Интерес

Это одно из наиболее продуктивных состояний для запоминания. Интерес к чему-либо высвобождает невероятный энергетический потенциал, и человек попадает в так называемое состояние потока. Многим наверняка знакомо состояние, когда какое-то занятие захватывает настолько, что порой забывается даже потребность в еде и сне.

4. Физическое и психологическое состояние

Очевидно, что в гармоничном состоянии человек будет более эффективен. Совсем другое дело, когда ресурсы организма истощены недосыпанием, плохим питанием, болезнью или эмоциональным напряжением. В этом случае для полноценной деятельности мозга просто не будет хватать энергии.

5. Важность и полезность информации

Легче мы запоминаем то, что применимо в нашей повседневной жизни. Защитные механизмы мозга бесполезную информацию быстро стирают из оперативной памяти, дабы не происходила перегрузка. Как пример, иностранный язык быстро забудется, если отсутствует постоянная языковая практика.

Методы быстрого запоминания

1. Ассоциации

С помощью ассоциаций можно создать связи между новой незнакомой информацией и уже хорошо изученной старой. Этот метод особенно хорош, когда нужно заучить что-то с максимальной точностью. Например, отрывок из художественного произведения, стихотворение, иностранные слова, набор символов, или теоретическое определение.

Примеры различных типов ассоциаций:

  • Созвучие: ионная пара – конная пара;
  • Простые ассоциации: сноуборд – зима – снег – север – олень — рога;
  • Конкретизирующие понятия: млекопитающее – корова, ягода – ежевика;
  • Подобие форм и красок: графит – ночь, планета – шар

2. Структурирование

Быстро усвоить информацию поможет разбиение ее на логические разделы и построение между ними причинно-следственных связей.

Например, в истории точками разделения могут служить некие переломные моменты: начало войны, заключение договора, реструктуризация в правительстве, революция. А связи будут формироваться вокруг этих ключевых точек при анализе предшествующих и последующих событий (например: причины войны, последствия войны);

3. Эмоциональное наполнение

Как ранее было отмечено, лучше запоминается то, что несет яркий эмоциональный окрас. Потому, связывая заучиваемую информацию с личными душевными переживаниями, можно значимо ускорить этот процесс. Текст, драматично прочитанный с соответствующей жестикуляцией и мимикой, запомнится гораздо лучше и быстрее, чем он же, но прочитанный монотонно и бесчувственно;

4. Намерение

Предварительная волевая настройка на то, чтобы выучить заданный объем информации, также повысит эффективность запоминания;

5. Практические примеры

Долгосрочному запоминанию способствует осознание применимости изучаемого материала в реальных жизненных ситуациях. Потому из любой познаваемой информации важно выносить собственные выводы: этические уроки, актуальные законодательные прецеденты или бытовые хитрости. Все, что несет в себе практическую пользу, надолго укоренится в памяти.

Комплексное применение вышеизложенных методов позволит ощутимо сократить затраты времени на запоминание. А в качестве бонуса скучная зубрежка трансформируется в увлекательную практику познания.

Введение

Глава 2. Приёмы запоминания

2.2 Современные приёмы и методы запоминания

Заключение

Список литературы

Введение

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого. Появился специальный термин, заимствованный из греческого - мнемо́ника, означающий искусство запоминания.

Объем общих и профессиональных знаний в мире возрос за последнее столетие по сравнению с предыдущими веками во много раз. При этом наблюдается всё большее его увеличение, постоянное пополнение все большим количеством новой информации. Поэтому развитие памяти, совершенствование процессов запоминания, сохранения и воспроизведения информации является одной из актуальнейших задач человека в современном обществе. Изучение и применение определённых способов, приёмов и методов запоминания значительно способствует качественному и количественному улучшению запоминания и удержания в памяти необходимой информации.

Особенно важно знание этих приёмов для студентов и школьников, поскольку усвоение учебного материала, общеобразовательной или специальной информации является основной сферой их деятельности. И без умения обработки, анализа, усвоения, систематизации и прочного удержания в памяти изученного процесс обучения потеряет для них всякий смысл.

Освоение приёмов запоминания информации входит в число вопросов ознакомления с формами и методами научной организации обучения студентов, развивает их навыки работы с учебной и научной литературой, способствует успешному овладению знаниями, необходимыми для учебной и учебно-исследовательской деятельности.

Целью данного реферата является рассмотрение теоретических и практических рекомендаций по улучшению механизма запоминания путём применения определённых способов и приёмов.

Глава 1. Память и запоминание: общая характеристика

1.1 Память как основа психической деятельности человека

Наша память основана на ассоциациях - связях между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отражёнными и закреплёнными в нашем сознании.

"Память - это отражение прошлого опыта человека, проявляющееся в запоминании, сохранении и последующем припоминании того, что он воспринимал, делал, чувствовал или о чём думал" .

Формы проявления памяти очень многообразны. В основу их классификации легли три критерия: объект запоминания, степень волевого управления памятью и длительность сохранения в ней информации.

По объекту запоминания различают образную , включающую в себя зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную и вкусовую память; словесно-логическую , выраженную в мыслях, понятиях, словесных формулировках; двигательную , называемую также моторной или кинестетической; эмоциональную , память на пережитые чувства.

По степени волевой регуляции, целям и способам запоминания память подразделяют на непроизвольную (без ранее поставленной цели запомнить) и произвольную (напрягаемую усилием воли).

По степени длительности сохранения информации память делится на кратковременную , действующую всего несколько минут; долговременную , характеризующуюся относительной длительностью и прочностью сохранения воспринятого материала и оперативную , хранящую информацию лишь необходимое для выполнения какой-либо операции время. Объектом данной работы является словесно-логическая долговременная произвольная память, составляющая основу успешного обучения в вузе.

В зависимости от того, как успешнее запоминает информацию человек, выделяют зрительный (визуальный), слуховой (аудиальный), моторный (кинестетическая) и смешанный (зрительно-слуховой, зрительно-двигательный, слухово-двигательный) типы памяти.

1.2 Запоминание, его особенности

Память как психическая деятельность подразделяется на процессы запоминания, сохранения/ забывания, воспроизведения и узнавания. Запоминание - это установление связи нового с тем, что уже имеется в сознании человека, "закрепление тех образов и впечатлений, которые возникают в сознании под действием предметов и явлений действительности в процессе ощущения и восприятия" .

Запоминание может быть непроизвольным (случайным) или произвольным (целенаправленным). Произвольное запоминание ранжируется по степени точности будущего воспроизведения материала. В одних случаях запоминается и воспроизводится только общий смысл, суть мыслей. В других случаях необходимо запоминать и воспроизводить точное, буквальное словесное выражение мыслей (правила, определения и т.д.). Запоминание смысла - это запоминание общих и существенных сторон учебного материала и отвлечение от несущественных деталей и особенностей. Выделение существенного зависит от понимания самого материала, того, что в нём наиболее важное и значимое, а что второстепенное. Оно тесно связано с процессами мышления, с умственным развитием человека, с запасом его знаний. Заучивание - вариант высшей точности воспроизведения при произвольном запоминании - в учебном процессе используется особенно часто. Оно подразумевает "систематическое, планомерное, специально организованное запоминание с применением определённых приёмов" .

Воспроизведение словесного материала без понимания его смысла - не логическое, а механическое заучивание, запоминание отдельных частей материала без опоры на смысловую связь между ними. Материал, запомненный механически, без достаточного понимания, подвержен более быстрому забыванию" . "Осмысленное (смысловое) запоминание основано на понимании смысла, осознании отношений и внутренней логической связи как между частями запоминаемого материала, так и между данным материалом и прежними знаниями" .

Глава 2. Приёмы запоминания

2.1 Возникновение и развитие мнемоники

Большая часть истории человечества протекала до появления письменности. В первобытных сообществах память о жизни отдельных людей, истории семей и племен передавалась в устной форме. То, что не удерживалось в индивидуальной памяти или не передавалось в процессе устного общения, навсегда забывалось. В таких бесписьменных культурах память подлежала постоянному упражнению, а воспоминания - сохранению и обновлению. Поэтому искусство запоминания было особенно важным в дописьменные периоды человеческой истории. Так жрецы, шаманы, сказители должны были запоминать огромные объёмы знаний. Особые люди - старейшины, барды - становились хранителями общественной культуры, способными пересказывать эпические повествования, в которых запечатлевается история любого общества.

Даже после появления письменности искусство запоминания не утратило своей актуальности. Очень малое количество книг, дороговизна материалов для письма, большие масса и объём написанной книги - всё это побуждало запоминать текст. Система приемов, улучшающих использование памяти, - так называемая мнемотехника - по-видимому, не один раз независимо возникала и разрабатывалась во многих культурах.

Первые известные нам тексты по мнемонике создавали древние греки, хотя в письменных источниках первое упоминание о ней принадлежит римлянам. В трактате "De oratore" ("Об ораторе") римского государственного деятеля и писателя Цицерона содержится первое упоминание о мнемотехнике. Цицерон приписывает открытие правил запоминания поэту Симониду, жившему в пятом веке до н.э. Этот первый приём предлагал держать в уме картину каких-нибудь мест и по этим местам располагать мысленные образы запоминаемых предметов. В результате порядок мест сохранит порядок предметов. В таких мнемотехнических системах воспоминания сохраняются путем "привязки" их к элементам хорошо знакомого окружения - обычно дома с его комнатами, а подлежащие запоминанию предметы мысленно размещаются вдоль цепочки таких элементов. После этого их легко вспоминать, если говорящий будет "внутренним зрением" следовать по ходу этой цепочки, переходя от одного элемента к другому. Другой латинский текст неизвестного автора под заглавием "Ad Herennium" определяет память как прочное сохранение, усвоение умом предметов, слов и их взаимного расположения. В этом тексте речь идет о том, как выбирать образы, которые, помимо прочего, могут давать представление об организации запоминаемых объектов.

Искусство запоминания также развивалось средневековыми монахами, которым нужно было помнить огромное количество богослужебных текстов. В средневековье оно в основном сводилось к приемам запоминания чисел и букв. Считалось, что достаточно запомнить легко воспринимаемую глазом последовательность рисунков или расположенных по кругу надписей, чтобы при случае вспомнить порядок молитв или перечень пороков и добродетелей. С XIV века место "записи" запоминаемых образов стали уподоблять театру - особому "театру памяти" с символическими скульптурами, подобными статуям древнеримского форума, у основания которых можно было располагать объекты, подлежащие запоминанию.

Книги по мнемонике писал Джордано Бруно. В своих показаниях трибуналу инквизиции он рассказывает о своей книге под названием "О тенях идей", повествовавшую о его мнемонических приёмах. В его руках театры памяти стали средством классификации и постижения сущности Вселенной и природы, моделями небес и преисподней.

В научном мире запоминание осуществляется в основном через аналогию, особенно в точных науках. Мы пытаемся понять неизвестное, сравнивая его с тем, что уже знаем. Так, Резерфорд в своей теории сравнивал электроны, движущиеся по орбитам вокруг атомного ядра, с планетами, обращающимися вокруг Солнца. Здесь аналогия нужна лишь для того, чтобы создать наглядный зрительный образ.

Всем приходится периодически что-то запоминать и заучивать. Школьникам как никому известно, насколько нелегко это бывает. Особенно накануне сложных контрольных и экзаменов вроде ГИА и ЕГЭ. Кажется, надо уложить в голове все выученное за 9 или 11 лет. Задачка не из легких!

Все мы от природы наделены способностью запоминать, помнить и воспроизводить информацию в нужный момент. Но не все реализуют этот потенциал в полной мере. Кто-то легко держит в памяти телефонные номера всех родственников и таблицу Менделеева в придачу. А у кого-то нужные формулы после контрольной сразу улетучиваются из памяти.

У меня для вас хорошие новости: память можно и нужно тренировать. Как мышцы нарастают после регулярных упражнений, так и человеческий мозг поддается тренировкам. Способы, которые помогут вам запоминать эффективно, вы и найдете в этой статье.

Что такое память и какой она бывает

Не будем углубляться в дебри нейробиологии и то, как там в мозгу нейроны обмениваются «рукопожатиями» с помощью синапсов и как наши впечатления передаются с помощью нервных импульсов и «записываются» в коре головного мозга.

Лучше скажем о том, что ученые вычислили: на самом деле человеческий мозг ничего не забывает. Просто не все из полученных за жизнь впечатлений он может выудить с пыльных антресолей памяти, чтобы внимательно изучить в нужный момент и по первому требованию.

Еще скажем про то, что память бывает краткосрочной (вот прямо сейчас вы читаете и какое-то время помните все, что написано в этом абзаце) и долгосрочной (вы всю жизнь помните свое имя). Какая-то информация, например, впечатления о самом счастливом дне в вашей жизни, без всякого труда проходит цепочку сложных преобразований и как будто сама собой оседает в долгосрочной памяти. Но многое из того, что должно быть в ней сохранено, приходится запоминать долго и мучительно. Как стихи и отрывки из поэм учили помните? Вот то-то же.

Еще память можно подразделить на такие виды:

  • наглядно-образная;
  • словесно-логическая;
  • двигательная (она же кинестетическая и моторная);
  • эмоциональная.
  1. Чтобы запомнилось легче, должно быть интересно.
  2. Осмысливать эффективнее, чем зубрить.
  3. Если дать себе установку на запоминание, запомнишь больше и легче.
  4. Закрепление на практике сильно улучшает запоминание.
  5. Контекст важен (связывайте узнанное новое с уже известным старым через ассоциации).
  6. Новая информация «перекрывает» похожую старую.
  7. Учить лучше порциями, сравнимыми с объемом кратковременной памяти (небольшими, в общем).
  8. Лучше запоминается информация из конца и начала текста/сообщения и т.п.
  9. Повторение улучшает запоминание.
  10. Незаконченное и незавершенное запоминается лучше. Прове…

Касательно последнего пункта у меня такое соображение: наш внутренний компьютер подвисает на незавершенных процессах. Вроде как задача не завершена и поэтому пока не может быть закрыта.

Способы запоминания – делаем это эффективно

Кто смотрит американские юмористические сериалы, тот наверняка вспомнит чудаковатого Шелдона Купера из «Теории большого взрыва» и его эйдетическую память. В разной мере ею обладают все люди. И если применять приемы эйдетизма, можно на самом деле запоминать больше и проще.

Как это сделать? Можно задействовать образную память и запоминать с помощью ассоциаций. К примеру, так можно учить стихи: стараться во всех деталях, в том числе в цвете и звуке, представлять себе каждую строфу. С помощью метода аналогий (ассоциаций) можно повысить эффективность запоминания на 40-50%. Находите ассоциации, не обязательно логичные, в своем прошлом опыте. Обычно такие вещи происходят бессознательно и тогда мы говорим, мол, «все это напоминает мне о…». Но использовать такой механизм запоминания и сознательно под силу каждому.

У людей по-разному настроены механизмы восприятия: сходив в кино, визуалы лучше запомнили лица актеров и как герои одеты, аудиалы – главную тему саундтрека, а кинестетики – были поручни у кресел гладкие или шершавые. Поэтому и акценты на способы запоминания надо делать разные.

Аудиалам легче запомнить то, что они услышат. Используйте диктофон (в своем телефоне или отдельный), чтобы записать на уроке объяснения учителя. Или начитайте их дома сами. Используйте аудиокурсы и подкасты. Все это можно слушать в промежутке между остальными занятиями и с пользой потратить время на дорогу до школы.

Для визуалов эффективным будет задействовать зрительную память : запомните, как выглядела страница в учебнике, заломан ли у нее уголок, в каком абзаце написана нужная информация. В нужный момент постарайтесь начать именно с этих воспоминаний и сам текст всплывет в памяти следом.

На 60% повысить эффективность запоминания информации может способ, который условно назовем «метод Симонида» : стараясь запомнить что-то, «привяжите» это к внешним обстоятельствам. В каких условиях и в каком месте вы запоминаете, что находится вокруг, что происходит в этот момент. Постарайтесь сосредоточиться на мысленном образе своего класса, где учитель объяснял вам урок, например. Или включите легкую и не отвлекающую музыку дома, когда что-то учите. Чувственные образы и эмоции помогут запоминанию и, главное, последующему воспроизведению.

Еще один способ немного похож на предыдущий, только профит от него выше – до 80%. Назовем его так – «раскладываем по полкам ». Суть в том, чтобы привязать информацию (например, иностранные слова или даты к экзамену по истории) к окружающим предметам или воображаемому интерьеру.

Например, оглянитесь на свою комнату и мысленно представьте ее: дата крещения Руси пускай «хранится» под настольной лампой, новое английское слово – под ковриком для мышки и т.д. Бросая взгляд на эти предметы, делайте контрольное упражнение – вспоминайте, что где «лежит». Для каждой последующей темы вам понадобится новая картинка. Кстати, так и таблицу Менделеева можно заучить. Расположите элементы с привязкой к объектам на пути из дома до школы и каждый день проверяйте, все ли на месте.

Упрощает запоминание информации ее пересказ . Не зубрите параграф, лучше прочитайте и выделите для себя основное, ключевые моменты. И перескажите все своими словами. Пускай будет не так складно. Но то, что вы осмыслили, вы запомните гораздо вернее чем то, что мучительно зубрили, не понимая смысла.

Задействуйте моторную память . Проще говоря, пишите и рисуйте, а не только читайте. Вот вам несколько вариантов:

  • составляйте конспекты – самое основное, что сможете потом пересказать;
  • составляйте структурные схемы (блок-схемы, схемы порядка слов в предложении на иностранном языке, схематическое изображение человеческого мозга или строения клетки для биологии и т.п.);
  • рисуйте таблицы для сравнения и классификации;
  • составляйте краткий план ответа на вопрос с тезисами;
  • пишите карточки с терминами, датами и именами исторических личностей, иностранными словами;
  • подготовьте литературный дневник к экзамену по литературе (можно выписать цитаты, имена ключевых персонажей);
  • пишите новые иностранные слова на самоклейках и развешивайте по дому – везде, где они будут часто попадаться на глаза;
  • выписывайте математические, физические и химические формулы на отдельные карточки.

В этом плане шпаргалки тоже хороши. При условии, что вы готовите их сами. В это время вам приходится структурировать и обобщать информацию. Все это благотворно складывается на запоминании. Кстати, готовые шпаргалки лучше оставить дома.

А еще так можно учить стихи – перепишите стихотворение от руки и учите по своему варианту. Так запоминается лучше, чем из книги.

Повторение – мать учения

Известная народная мудрость имеет вполне научное обоснование: чем больше повторяешь, тем лучше запоминаешь. Только повторять нужно правильно. Для начала бегло просмотрите материал, просто прочитайте и уловите суть. Например, с поверхностного ознакомления можно начать изучение грамматики иностранного языка. Так у вас будет каркас, на который потом будут надстраиваться детали и подробности.

Чем легче материал, тем больший его объем можно запомнить за раз. Более сложным вещам нужно время, чтобы «улечься». Поэтому повторение так эффективно. Причем если вы начнете повторять без перерыва, толку будет мало. Зато можно добиться качественного и количественного скачка, если повторять спустя время. И делать это хорошо по определенному графику.

Так, можете использовать следующий алгоритм:

  • учите что-то;
  • спустя примерно 20 минут повторяете;
  • в тот же день через 6-8 часов повторяете снова;
  • и еще раз повторяете на следующий день;
  • в дальнейшем можно возвращаться к беглому повторению спустя несколько дней, неделю и т.д.

Для повторения материал стоит разбить на удобные для воспроизведения без перенапряжения фрагменты. Например, на параграфы, строфы. А повторять в тот же день последний раз лучше незадолго до того, как соберетесь ложиться спать. Дело в том, что даже когда мы не занимаемся активным запоминанием, суперкомпьютер в нашей черепной коробке все равно ведет обработку данных. И пока вы спите, его ничего не отвлекает.

Кстати, есть такой научный термин, как реминисценция . Суть в том, что спустя время удается вспомнить и воспроизвести больше, чем удавалось сразу после заучивания. Но это не сработает, если только зубрить, не вникая в смысл. Наоборот, вызубренное со временем помнится все хуже и хуже.

Заключение

Используйте разные техники запоминания, подходите к делу творчески и комбинируйте приемы. Например, пишите конспекты под легкую, приятную музыку, рисуйте схемы и обклейте дом записками на самоклейках. Или используйте технику с размещением полезных сведений в воображаемом интерьере и одновременно старайтесь делать картинку как можно более живой и осязаемой.

Каждый может использовать свою память эффективно, если приложит немного усилий. Память можно тренировать так же, как тренируют мышцы. Например, изучение иностранных языков этому очень способствует.

Ешьте полезные для памяти продукты: чеснок, орехи, морскую капусту, лимоны, виноград и т.д.

И не забывайте писать нам комментарии: какие способы запоминания вы обычно используете? Может быть, мы забыли про что-нибудь рассказать? Конструктивная критика приветствуется.

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.